Рекламный баннер 900x60px top
ВалютаДатазнач.изм.
USD 29.11 75.59 0
EUR 29.11 84.95 0
Архив номеров

К ПЕРЕВАЛУ НАХАР – СПУСТЯ 50 ЛЕТ

2018-09-27

По инициативе бывшего первого секретаря кисловодского горкома ВЛКСМ, а ныне председателя оргкомитета города-курорта по празднованию столетнего юбилея комсомола Любови Волошиной группа юнармейцев, волонтеров и туристов сделала первый шаг к возрождению заложенной 50 лет назад традиции шефства комсомольцев и молодежи Кисловодска над памятником защитникам Кавказа на перевале Нахар в Карачаево-Черкесской Республике.

На митинге у мемориала  « Журавли», посвященном павшим в Великой Отечественной войне кисловодчанам, бывший второй секретарь кисловодского горкома ВЛКСМ, а ныне заместитель председателя городского оргкомитета по празднованию 100-летия комсомола Владимир Каздохов рассказал участникам экспедиции, как в 1968-м году молодежь Кисловодска в память о павших защитниках перевалов Кавказа установила на перевале Нахар обелиск.

По данным историков и воспоминаниям ветеранов, осенью 1942-го года почти на всех перевалах Главного Кавказского хребта, – от Эльбруса до Туапсе, – шли ожесточенные бои. Имевшие отличную альпинистскую подготовку и компактное, удобное для переноски в горах оружие, немецкие альпийские стрелки захватили несколько перевалов, в том числе и Нахар, но в Закавказье им прорваться не удалось – красноармейцы стояли насмерть на горных склонах.

Эти локальные, – но имевшие большое стратегическое значение,- сражения продолжались до середины января 1943-го года. С господствующих высот фашисты из минометов расстреливали подразделения Красной армии. Они несли большие потери. Необходимо было как можно быстрее восстановить контроль над перевалами.

К счастью, после поражения под Сталинградом командование вермахта осознало, что их группировка на Северном Кавказе тоже может попасть в  « котел» окружения, и приказало спешно отступать. Так,  « на плечах» отступавших альпийских стрелков красноармейцы заняли все перевалы на отрогах Эльбруса.

Несколько лет комсомольцы и молодежь Кисловодска проводили патриотические акции у обелиска защитникам Кавказа на перевале Нахар. Но Советский Союз распался, и перевал Нахар, некогда соединявший братские республики единой страны, пересекла государственная граница, разделившая Россию с суверенными Грузией и Абхазией. Соответственно, прилегающая к ней территория стала пограничной зоной с жесткой пропускной системой. Это обстоятельство вкупе с упадком городских структур комсомола и изменением системы ценностей у молодежи, привело к тому, что кисловодчане на многие годы забыли о  « подшефном» памятнике на перевале Нахар.

Последним, – еще на закате советской эпохи, – его видел старейший кисловодский горный турист Владимир Орлов. Хотя в прошлом году Владимир Григорьевич разменял восьмой десяток лет, он без колебаний согласился стать проводником экспедиции к перевалу Нахар. Принял участие в патриотической акции и корреспондент  « СП ».

Львиную долю забот по организации экспедиции взял на себя городской Центр военно-патриотического воспитания, туризма и экскурсий (ЦЕНТУР). Его директор,- он же руководитель местного отделения  « Юнармии», – полковник Сергей Мерзеликин провел переговоры с руководством Карачаево – Черкесского погранотряда и получил разрешение на посещение юнармейцами и волонтерами запретной зоны, прилегающей к государственной границе. Не менее важно и то, что в дальний и трудный путь участников экспедиции повезли на своих личных  « Нивах» штатные сотрудники ЦЕНТУРа.

В день отъезда стояла прекрасная погода. Мы благополучно миновали перевал Гумбаши, город Карачаевск и стали углубляться в предгорья Главного Кавказского хребта. Остановились лишь в поселке Учкулан. Здесь располагается штаб отделения  « Учкулан» Карачаево-Черкесского погранотряда, в зону ответственности которого входит и перевал Нахар.

К моему несказанному удивлению, нас не только пустили на режимный объект, скрытый за высоким забором, а и показали все, что было возможно. Но первым делом полковник Мерзеликин построил всех членов экспедиции у пограничного столба на плацу заставы. И.о. начальника заставы сказал несколько напутственных слов и повел нас на экскурсию в главное административное здание. Там старший лейтенант подробно рассказал, где и как он направляет в наряды пограничников, показал макет зоны ответственности отделения  « Учкулан» и рассказал, как осуществляется охрана государственной границы.

По его словам, основу системы составляют всевозможные датчики и видеорегистраторы, которые днем и ночью в режиме реального времени передают данные на мониторы штаба, где их анализируют и определяют: является ли нарушителем человек, и какие силы необходимо задействовать для его задержания. Более того, и. о. начальника заставы даже позволил нам заглянуть в помещение, где стоят эти мониторы.

Однако, больше всего времени мы провели в музее пограничного отделения  « Учкулан». Здесь собрано много интересной информации. Но участников экспедиции, особенно самых юных, больше всего интересовало представленное на стендах оружие времен Великой Отечественной войны. Как рассказал и. о. начальника погранзаставы, все это пограничники и местные жители нашли на перевале Нахар. По версии нашего добровольного экскурсовода, красноармейцы, а затем и фашисты при отступлении сбрасывали в расположенное под перевалом глубокое озеро оружие и боеприпасы, мешавшие им передвигаться по горам. Вот оттуда их и извлекли. Например, в прошлом году пограничный наряд заметил под водой и достал из озера станковый пулемет  « Максим» и 82-х миллиметровый батальонный миномет. Пулемет настолько хорошо сохранился в ледяной воде, что из него даже удалось сделать выстрел.

В ущелье, на пути к перевалу Нахар, находится два пограничных поста отделения  « Учкулан». Километров за пять до нижнего поста грунтовая дорога напоминает знаменитую  « стиральную доску» испытательных полигонов. К тому моменту, как головная машина остановилась перед шлагбаумом, перекрывающим въезд в пограничную зону, у большинства участников экспедиции было такое ощущение, будто их внутренности прокрутила центрофуга стиральной машины. Но мы и представить себе не могли, что это сущие пустяки по сравнению с тем, что доведется испытать на пути верхнему посту.

За неполные десять километров едва заметная на россыпях камней автомобильная колея пять раз  « ныряет» в воды стремительной ледниковой речки. Каким-то чудом наши водители угадывали, где под водой находятся крупные камни, где глубокие ямы. Так что броды все внедорожники, пусть и не с первой попытки, но преодолели. И по узенькой  « полочке» над почти отвесным обрывом проехали. Самые большие проблемы возникли к концу пути – крутые подъемы были усеяны увесистыми обломками с нависающих над ущельем скал. Тут мы все выходили из машин, по мере сил очищали дорогу. Но толку от наших усилий было мало. Поэтому, стоя на обочине, мы с замиранием сердца следили, как наши отважные водители раз за разом бросали полноприводные  « Нивы» в атаку на каменные глыбы. Порой скрежет металла о камни заставлял содрогнуться: сломайся подвеска – и экспедиции конец. Но детища советского и российского  « Автопромов» с честью выдержали экстремальные испытания.

На последнем таком подъеме к нам подошел молодой мужчина в военной форме и с черным лабрадором у ног. Доброжелательно расспросил, кто мы и куда направляемся. После чего пошел впереди машин, показывая где и как можно объехать каменные завалы.

Верхний пограничный пост – это один большой и два маленьких бревенчатых домика на высоте два с половиной километра. Там мы, наконец, ближе познакомились с нашим провожатым. Оказалось, что он – заместитель начальника пограничного отделения  « Учкулан», а в данный момент – старший наряда на этом посту. Увидев среди членов экспедиции несовершеннолетних юнармейцев, Игорь разрешил разместить их на ночь в свободном крыле казармы на кроватях. Часть взрослых решила ночевать в палатках, а трое, в том числе и я, расстелили свои кариматы и спальники в полупустом сарае для хранения дров.

Мы подробно расспросили пограничников, какие памятники они встречали в дозорах на перевале, наметили план действий на следующее утро и со спокойной душой завалились спать. Однако, ночью началось несусветное: из-за Главного Кавказского хребта наползли тучи, загрохотал гром, полил ливень переходивший временами в снежную крупу. И все это сопровождалось ледяным ураганным ветром. Он, в частности, сорвал часть шиферной кровли с сарая, где мы ночевали. Так что под утро ледяные струйки, пробившиеся сквозь потолок сразу в нескольких местах, устроили нам пренеприятнейшую  « побудку» и заставили искать убежище в крохотной бревенчатой баньке.

Но даже после этого командор экспедиции, директор ЦЕНТУРа Сергей Мерзеликин был полон решимости выполнить поставленную задачу. То есть, подняться к ледниковому озеру, рядом с которым, по словам пограничников, находится небольшой обелиск, и там отдать дань советским воинам, защищавшим перевал. В этот раз собирались оставить у обелиска венок, а на следующий год привезти и установить памятную доску от молодежи Кисловодска.

Планы пришлось срочно поменять после того, как многоопытный Владимир Орлов, осмотрев местность, заявил, что почва уже до предела напиталась влагой. Через час-два избыточная влага со всех отрогов потечет вниз в ущелье. И тогда вода в речке Махар поднимется так, что ни одна машина не сможет в ближайшие дни через нее переехать. Услышав столь тревожный прогноз, полковник Мерзеликин не стал медлить ни минуты – сразу скомандовал:  « По машинам!»

Впускаться вниз, конечно, легче, чем подниматься, но зато опаснее. Бог знает, как поведет себя машина на скользких камнях крутого спуска? Однако, наши водители и с этим справились. Без особых осложнений удалось и пять раз пересечь реку – вода еще не успела подняться.

Пограничники на нижнем посту, понимая, что пришлось пережить гражданским в такую погоду, завели нас в столовую и до отвала накормили супом, консервами, напоили горячим чаем со сгущенкой. А еще стражи государственной границы твердо пообещали выполнить недовыполненную нами часть миссии – возложить венок от кисловодчан к обелиску у ледникового озера.

Командор полковник Мерзеликин определил нашу нынешнюю экспедицию, как  « разведку боем». Теперь мы досконально знаем дорогу и знаем, какие каверзы могут ожидать на пути к перевалу будущую экспедицию. И потом, мы все-таки возродили традицию ежегодных посещений молодежью Кисловодска перевала Нахар!

1954

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 300x250px rightblock
Рекламный баннер 900x60px bottom